Лаборатория голоса
12+
Программа “Лаборатория голоса” рассчитана на 30 часов обучения (5 месяцев, 1,5 часа в неделю). Это комплексный предмет, требующий от студента начальной музыкальной подготовки, выполнения домашних заданий.
Совершенствование вокального мастерства. Постановкой голоса мы занимаемся на индивидуальных занятиях, у каждого аппарата свои особенности, к каждому студенту свой подход, каждый из нас личность и имеет свои музыкальные предпочтения и вкус.
Техника решает многое, и невероятно важно развиваться как музыканту. Ваш слуховой опыт, способность анализировать, определяют Вашу музыкальную культуру. Без музыкальной культуры вполне можно петь громко и высоко, но, скорее всего, это не будет интересно никому, кроме Вас.
Вы не будете петь свободно, если у Вас отсутствует гармоническое мышление. Вокалисту необходимо чувствовать себя в ладу, как рыба в воде. Чувствуете лад, тяготения, ощущаете всем телом гармонические последовательности, сможете петь любую партию и импровизировать. Импровизация бывает разная – в традиции (джаз, блюз, фолк и др.), спонтанная, есть формы интерпретации напева, когда музыкант находит своеобразные, свойственные только его тембру краски, мелизмы и характерные украшения. Исполнительская легкость приходит как раз через умение свободно интерпретировать композицию, общаться с залом и партнерами по сцене.
Ритм. Зал никогда не затанцует вместе с Вами, если у Вас внутри нет пульса, если он прерывистый, если все Ваше тело не пульсирует. Развивая чувство ритма Вы работаете и со звукоизвлечением, и с фразировкой, и с чувством ансамбля. Ритм, свинг – это энергия песни, живое дыхание, чувство уверенности, зрелая подача голоса.
Без ансамбля не существует музыки. Учитесь слушать не только себя внутри, учитесь охватывать целое, слушать и слышать каждый инструмент, каждую краску и нюанс. Ловите радость от всеобщего резонирования. Сливаясь с коллективом в музицировании Вы становитесь свободнее и ярче.
Музицирование это прежде всего способ коммуникации. То, о чем написано выше (слуховой опыт, развитие ритма и гармонического чувства, вокальная техника, умение импровизировать в ансамбле и пр.) вырабатывает язык этой коммуникации. Чем лучше Вы знаете музыкальный язык, чем лучше голос слушается Вас, тем легче и интереснее общаться на этом языке. Музыка объединяет людей, делает их светлее и чище. Голос – один из самых совершенных инструментов, он создан природой и он – один из аспектов нашей сущности. Работая с голосом, мы работаем со своим внутренним миром, а это интересный путь самопознания и совершенствования.
Разделы:
Вокальное дыхание. Штробас. Открытый и прикрытый звук, переходные ноты, фальцет. Головной и грудной регистры. Громкость. Вибрато. Резонаторы (назальный, головной, грудной, ротовой). Двойной язык.
Вокальная техника. Понятие орфоэпии. Система свободного владения голосом, “свой голос “, “индивидуальный тембр”.
Ритмическая импровизация, расслабление тела, умение работать с элементарными ритмами. Body percussion как способ работы с музыкальной пульсацией и вокальным аппаратом.
Образ-движение-голос-ритм. Ритмические упражнения. Тембр-образ-ритм-музыкальная ткань. Вариант – инвариант. Две основные ритмические группы, свинг. Понятие грува. Синкопа.
Представление себя поющим, поиск речевого голоса, особенных интонаций.
Форма: малая форма (такт-куплет-квадрат-песня), элементы аранжировки, крупная форма (песня-произведение, композиция-концерт). Время, как формообразующий фактор. Время и звукоизвлечение.
Основы композиции, понятия тембра, ансамбля. Этюды. Воображение, поиск пространства звука. Вертикаль и горизонталь. Фразировка. Фразировка в разных стилях.
Спонтанная вокальная импровизация вокальная импровизация; джазовая импровизация. Скэт.
Работа с жанрами, стилями, специальные вокальные приемы. Мелизмы, микромелодика, украшения.
Работа с микрофоном. Вокальные обработки. Работа с вокальным процессором эффектов, лупером. Студийная запись вокалиста.