Фольклор народов мира
Национальная культура и традиция остается сегодня важным, а для большинства людей и определяющим фактором в их ощущении собственной идентичности и культурной принадлежности.
В старые времена родители не прилагали специальных усилий к тому, чтобы воспитывать ребенка интеллектуально, духовно, физически, эстетически. Воспитание в традиционной культуре происходит исподволь, играючи. Здесь нет специальных заведений, нет излишней назидательности, ребенок растет, превращается во взрослого человека. И, надо сказать, что в крестьянской среде начала ХХ в. не было того разобщения поколений, внутренней зажатости личности, какую можно встретить сейчас повсеместно. Система, сложившаяся веками, направлена на воспитание полноценного члена общества. «Игры, участие в обрядах и в детских артелях способствовали тому, что дети как бы самовоспитывались, опираясь на нормы, эстетику, мораль своего (взрослого) общества с его образом жизни, способом производства, типом культуры. И, как следствие этого, сами потом могли передать личный опыт».
Игровой и музыкальный материал фольклорных традиций отличается так называемыми архетипическими ритмоинтонациями и формами поведения, детские песенки просты для запоминания и исполнения. Человек, взрослея с этими песнями, танцами, потешками, сказками, мифами органично и целостно развивается. Взрослые песни где-то сложнее, где-то так же просты в исполнении. Взрослому, выросшему на почве своей родной культуры просто существовать в материале, он не прикладывает специальных усилий в исполнение, он этим живёт, совместное музицирование несёт в традиционном обществе и ритуальную функцию (обережную, заклинательную), и терапевтическую, и эстетическую. Наличие культурных клише позволяет исполнителям импровизировать, интерпретируя сложившийся сюжет. Это дает участникам большую степень внутренней свободы. При этом действуя сообща – а фольклор, как правило, подразумевает участие многих людей – исполнители находятся в неразрывной связи друг с другом и на поверхность выходит индивидуальность человека.
“Русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Данный вид арт – терапии является наиболее эффективным, так как органично сочетает самые разнообразные виды деятельности.”
Занятия в фольклорной студии формируют и выявляют хорошую социальную адаптацию, активность, работоспособность, организованность. Дети и взрослые участвуют в различных конкурсах, проявляют творческую активность в создании стихов, рассказов, песен. Наблюдается развитие воображения, фантазии, чувства юмора, радостных эмоций.
Разделы.
Песни: плясовые, хороводные, календарно-обрядовые, свадебные, игры (в ансамбле)
Танцы: плясовые, хороводы, игры, сказки с песенками, праздничный народный театр
Народные инструменты: ложки, трещотки, свирель, свистульки, три-ноги
Костюм: элементы будничного и праздничного традиционного костюма
Быт, обряды, верования славянских народов
Культурные параллели с другими народами (Европа, Африка, Океания, Индия и т.д.)
Русский язык: семантика, словообразование, диалекты
Цель
Через архетипические формы игр, цикличности будней и праздников воспитать людей психологически устойчивых, здоровых, творчески мыслящих и целостных